Skip to main content

Как выбрать себе Наставника профессионально владеющего навыками осознанности?
Каких характеристик личности стоит остерегаться в поиске опытного Гуру?

Многие слышали это избитое обыденностью выражение – “живи в настоящем”.

О правилах такой жизни и осознанном подходе к ней, уже написаны тысячи книг. Не так давно техникам осознанности начали массово обучать по всему миру, и по сегодняшний день появляются все новые и новые школы, и Гуру, которые дают наставления как именно применять осознанность в повседневной жизни.
Об этом даже пишут стихи, вот например один из них –
Живи сейчас а не однажды, ведь жизнь одна и не даётся дважды.

Конечно же в этом и последующих постах, я также как и все остальные попытаюсь изложить основные положения правильного выполнения практики медитации, также возьмусь за обоснование практической пользы, которую Вы сможете получить правильно практикуя осознанность в своей повседневности.

Далее я расскажу Вам как выбрать себе наставника чтобы не пойти по ложному пути.

Итак, начнем.
Выбор наставника.

Первое правило:
1. Избегайте религиозных фанатиков.

Новичкам не стоит изучать осознанность обучаясь у мастеров являющихся адептами каких – либо религий. Так как сам по себе метод является очень эффективным, и практикующий скорее всего получит нужное ему состояние, будь то выздоровление например от депрессии, или понижение раздражительности. Но, точно также, параллельно будет воспринята большая часть идеологии данной школы, системы. Т.е. Ход мыслей будет таков – “если мне помогает практика медитации, значит все что говорит мастер является истинным, полезным и правильным.” Даже незначительная подмена убеждений и изменения в системе восприятия в контексте религиозной доктрины зачастую ведет к зависимости и углублении заблуждений относительно реалистичности феноменов (слепая вера).

2. Личность мастера.
а) Подход к выбору наставника является очень сложным и требует максимальной концентрации внимания, ведь находясь в собственных заблуждениях и жизненных невзгодах человек как правило может и не предполагать что наставник это вовсе не товарищь по интересам, а выводы о разговорах на равных, или ощущения родного “как в своей тарелке” являются всего лишь иллюзиями, искажающими факторами на пути к выбору действительно грамотного специалиста. Так ведь иногда и происходит обучение майндфулнесс медитации за бутылкой вина с тлеющими ароматизированными палочками, где-нибудь в офисе с пятиминутными перекурами между сессиями. Точно также можно ошибиться обучаясь например, у семейного терапевта “практикующего” майндфулнесс, который обучает учеников правилам осознанных отношений в браке, но сам счастливого брака не имеет, или вообще одинокий. Он всегда найдёт что сказать ученикам, и те с интересом растворятся в его красивых изречениях, так как у многих складывается яркое впечатление о том что “Гуру” действительно их понимает, им кажется что он прям живет этими размышлениями и говорит на их языке. Но не разгаданным всегда остаётся его неопытный подход, так как он смотрит на проблему учеников сквозь призму своих, точно таких же неудач, а впечатления от его убедительности обусловленно всего лишь тем что ему самому все это очень близко и знакомо, ведь сам он точно также очень, очень давно пытается решить уравнение собственных несчастных отношений, но в поисках чуть больше начитался, так и не достигнув успеха, и осознал вдруг что получил “просветление” и может начать обучение.

Из медицинских исследований влияния практики майндфулнесс на происходящие изменения в мозге мы уже знаем, как практика влияет на жизненно важные его отделы, особенно отвечающие за эмоциональные и контролирующие процессы. Следовательно опытный практик (Гуру), по физиологическим причинам просто не может быть порабощен влиянием какой-либо зависимости, он освобождён не по принуждению а по собственной, доброй воле. Курение, приём алкоголя в системе, наркотики, увлечения играми в сети, любое проявление фанатизма или одержимости идеями и т.д., все это является первым признаком указывающим на лживый портрет фанатика, от которого Вам нужно срочно бежать. Так как уровень его практики о которой он так красноречиво рассказывает, давно бы освободил его от пагубных привычек и нездоровых увлечений.

б) Психологическое благополучие Гуру. Это пожалуй самые скрытые и влияющие на прогресс ученика характеристики, ведь они касаются уровня и качества добродетели выбранного вами Гуру.
Опытный практик просто не может выглядеть угрюмым и чём-либо длительно озабоченным, по сути перед Вами олицетворение счастья и свободы от предрассудков ума, когда он действует и говорит можно ощутить за всем этим его благие намерения и всепоглощающий свет сострадания. Он может повысить голос на ученика, оскорбить и даже ударить его, но сделает это только из благих соображений. И ученик это обязательно почувствует, так как это будет сделано только в специальном контексте где он сможет в итоге обрести откровение в виде инсайтов, даже если Гуру понадобится провести его специально через болезненные переживания.
Все в выбранном Наставнике должно исходить из глубокой его синхронизации с миром, природой и всем живым в целом, мы можем видеть проявления этого в его поступках основывающихся на чувствах покорности жизненным событиям, бесконечном терпении, трудолюбии во благо всех живущих, также из его сердечности и сострадания. Все эти впечатления полученные от Наставника каждый может интерпретировать по своему, но у многих будут схожие впечатления относительно гармонии царящей в душе этого человека.

Александр Подгорный

Психолог – гипнотерапевт. Магистр психологических наук, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) г. Санкт-Петербург. Член национального общества гипноза Российской Федерации в составе Европейского общества.